Какой родитель не хочет, чтобы его чадо выросло спокойным, уверенным в себе и готовым нести ответственность за свою жизнь? Как часто мы сталкиваемся с инфантилизмом, который всё сильнее набирает обороты с каждым годом? Родители обвиняют детей в несамостоятельности, лени и безынициативности, а ребенок отбивается от них и ещё сильнее прячет своё «Я» внутрь себя. Многих проблем в общении можно избежать, если познакомиться с основами детской психологии и применить новые методы воспитания. Одной из уникальных и передовых идей считают педагогическую систему Монтессори.

Имя Марии Монтессори известно во всем мире: это уникальная женщина, прекрасный педагог-психолог, теоретик и практик. Её методика воспитания детей стала для многих учителей и родителей настоящим откровением: никто ранее не давал ребёнку столько свободы, сколько дала его Монтессори своим воспитанникам.

Основополагающей идеей метода Марии Монтессори является мысль, что дети прекрасно развиваются самостоятельно, без грубого вмешательства извне. На этом простом факте и построена вся система. Некоторые родители, увидевшие ранее в своём детстве иной, «советский» способ воспитания (например, метод кнута и пряника), не могут принять новый, кардинально противоположный подход. Они считают, что дети без надлежащего присмотра обязательно будут капризничать, буянить и крушить всё вокруг и, как следствие, могут пораниться или получить более серьёзную травму. Наконец, ребенок, по мнению родителей, рискует превратиться затем в неконтролируемого инфантильного подростка. Мария Монтессори смело отвергает это заблуждение в своих работах, говоря, что ребёнок гораздо больше будет сопротивляться именно родительскому вмешательству в собственную жизнь. Здесь следует уточнить, что мы говорим о детях сознательного возраста – от 3-х до 12-ти лет.

Как метод Монтессори применить в семейной жизни?

Практическая психология хороша тем, что даёт советы, которые можно использовать здесь и сейчас, и они (советы) будут работать. Мария Монтессори проводила исследования деятельности ребят указанного возраста в так называемом «Доме ребёнка». Разумеется, полученные результаты педагогического метода наблюдения полезны в первую очередь учителям и всей системе дошкольного и школьного образования. Однако заметим, что уникальная система воспитания Монтессори может быть применена и в обычной семье, дома, в привычной для ребёнка обстановке.

Для лучшего усвоения и применения советов Монтессори стоит разбить их на две большие категории: общение с ребенком и обстановка дома. Начнем с первой.

Контакт? Есть контакт!

Правильное общение с ребенком соразмерно его возрасту и индивидуальным особенностям обещает его верное психическое развитие. И, как мы помним, дети любят повторять за родителями: значит, какой пример они им подадут, такой они усвоят и будут повторять в дальнейшей взрослой самостоятельной жизни.

Мария Монтессори в своих трудах говорит, что учителя и родители неосознанно гасят в детях все проявления самостоятельности. Это выражается в их способах вырабатывать дисциплину у ребенка. Старая школа и система воспитания утверждают, что ребята младшего возраста должны учиться неподвижности: сидеть ровно и спокойно за партой на уроке, молчать во время походов с родителями по магазинам, не проявлять интерес к окружающей среде на прогулке и т. д. Монтессори обращает на это внимание и заявляет, что дисциплинированность детей выражается не в их повиновении старшим, неподвижности и послушании, а, наоборот, в активности и умении владеть собой.

Как это знание применить в обычной жизни? Родителям следует позволить ребенку быть активным: при помощи постоянного движения чадо познает окружающий мир, знакомится с ним и составляет свое мнение. Эта мысль может показаться странной и трудноосуществимой: ведь дети начнут крушить всё вокруг! Разумеется, следует пресекать явное проявление агрессии – это именно тот случай, когда родитель может и должен остановить активность ребенка. Маленькие дети познают этот мир по-разному: и через зло, и через добро, а потому пока не умеют отличать их друг от друга. Толкнуть приятеля, нагрубить девочке, нарочно испортить какую-либо ценную вещь – это зло, которое должно пресекаться родителями сразу же. В свою очередь проявление любопытства, случайно нанесенный вред чему-либо во время игровой активности и осознание своей вины – это такое поведение детей, за которое их нельзя наказывать. Это та тонкая грань, которую должны чувствовать родители и которую они не должны пересекать. Иными словами, не стоит судить ребенка сразу же – для начала следует во всём разобраться, прежде чем выносить вердикт. На практике, к сожалению, родители ругают своих детей сразу же, как только те сделали какую-либо шалость.

Какие-то детские поступки необходимо пресекать, а какие-то – только наблюдать. Чтобы не приводить многочисленные примеры, нужно сказать одну простую истину: если то, что делает ребёнок, вредит ему или окружающим (людям, предметам), то это действие необходимо остановить. Соответственно, за остальной детской деятельностью следует только наблюдать, не вмешиваться в неё. Чрезмерный контроль со стороны родителей противопоказан ребенку: в случае, когда за него всё решают старшие, чадо вырастает в инфантильного подростка, не способного нести ответственность. Со временем такие дети становятся послушными, но пассивными, глубоко недовольными собой и своей жизнью. Такой судьбы ребенку сознательно не захочет ни один родитель.

В связи с этим возникает еще один вопрос: если детей не направлять, не принуждать их к активности, не навязывать им свое видение и мнение, то смогут ли они самостоятельно проявить инициативу? Ответ Монтессори – да, смогут. Разумеется, поначалу это будет хаотичная и не совсем верная инициатива. Однако так ребенок познает мир, эта мысль всегда должна быть в сознании родителей. Чтобы было проще понять эту систему, представьте себе какую-либо сферу деятельности, в которой вы не разбираетесь. Допустим, вы гуманитарий, а от вас требуют сделать математические вычисления. Безусловно, рано или поздно вы решите задачу, которая стоит перед вами, но поначалу у вас ничего не получится. То же самое и с ребёнком: он пришел в мир, который для него является абсолютно новым, он познаёт его так, как может. Не препятствуйте детской активности: со временем малыш сам проявит инициативу в уборке, помощи родителям и т. д. Для ускорения этого процесса Монтессори предлагает обставить школу (в нашем случае – дом) таким образом, чтобы ребенок мог естественно и без проблем развиваться.

Что в доме, то и в голове

Не только общение с ребёнком является важным воспитательным моментом. Окружающая среда, хотя и является вторичной, также оказывает определенное влияние на детское сознание. Как правило, это проявляется в деятельности (активности) ребёнка.

Объясним это простыми словами. Познавать мир для малыша – это не только смотреть на окружающие вещи, но и трогать их руками, передвигать с места на место, чтобы по-новому посмотреть на получившуюся обстановку.

Для того чтобы помочь ребёнку познакомиться с окружающим миром, но при этом случайно не проявить ненужного вмешательства, Монтессори предлагает сделать следующее:

1. По возможности приобрести для комнаты ребёнка простую и лёгкую мебель, которую малыш сможет передвигать самостоятельно. Деревянный или пластиковый стол, такой же стул, всевозможные маленькие шкафчики и т. д. Это настоящий простор для фантазии и развития малыша: при необходимости ребёнок будет передвигать предметы в своей комнате с места на место, по-разному смотреть на обстановку, улучшать пространственное воображение, творческие способности и т. д. Главная задача родителей – не мешать инициативе малыша. Не навязывайте своё видение комнаты, не запрещайте шуметь (в пределах разумного), позвольте чаду самостоятельно выбрать место, где будет располагаться тот или иной предмет.

2. Помните, что от 4-х до 5-ти лет – наиболее подходящий по Монтессори возраст для обучения ребёнка письму и чтению. В этот период в его комнате должны находиться книги, бумага и все необходимые канцелярские товары. Разумеется, какую-то основу малыш получит в детском саду, к тому же у родителей в силу особенностей рабочего графика не всегда есть время заниматься с собственным ребёнком. По этой причине методика Монтессори подойдёт им идеально: за ним практически не нужно следить. Если малыш захочет сам позаниматься, то это будет целиком и полностью его инициатива. Ему будет действительно интересно, если его не будут насильно заставлять.

3. Крайне желательно, чтобы в комнате ребёнка вместо электронных гаджетов были простые, но многофункциональные игрушки. Желательно такие, из которых малыш сможет сам что-то сделать: конструктор, мозаика, простой набор кубиков и т. д. Как показала практика школы Монтессори, дети проявляют больше интереса к игрушкам, которые так или иначе сделали сами. Они видят результаты своей деятельности и гордятся ею.

4. Это может быть удивительно и непредсказуемо, но Монтессори также советует не только не наказывать, но и не поощрять ребёнка. Это имеет под собой определённое основание: порой одного оброненного слова «хорошо» бывает достаточно, чтобы сбить всю деятельность малыша. Не вмешивайтесь в процесс работы ребёнка, пока он сам не захочет что-то показать и чем-то поделиться – это и называется искусством наблюдения, невмешательства. Малыш обязательно расскажет родителям, чего он достиг, нужно только подождать.

Наибольшую эффективность эта система получает в школе или на дополнительных занятиях по системе Монтессори. Но некоторые моменты можно повторить и родителям у себя дома. Методика Марии Монтессори кажется странной: как можно не вмешиваться в жизнь, в деятельность родного ребёнка? Однако многочисленные годы практики учёной показали, что именно такой подход к воспитанию – наиболее эффективный, чем приевшаяся и устаревшая классно-урочная система в школе и метод поощрения и наказания родителей.